КультГорода

По следам войны

Ростов‑на‑ДонуСеттерс: как доехать на автомобиле, общественным транспортом или пешком – Яндекс Карты

1 Гостиница Ростов

Это здание было построено в стиле конструктивизм в 1934 году. Его проектировали архитектор Лев Эберг, автор известных зданий в центре Ростова, среди которых Дом книги и кинотеатр Россия, Хачатур Чалхушьян, автор дома гиганта номер два, архитектор Черкесиан, автор здания Института истории и международных отношений ЮФУ. В плане здание напоминает донского рака. В центре главного фасада здание украшено рельефом прославленного скульптора Евгения Вучетича автора памятника Родина-мать на Мамаевом кургане Волгограда и множества скульптур по всему миру, окончившего в Ростове художественное училище. Фонтан же украшен скульптурой Витязь Сергея Королькова, автора горельефов на Театре Горького, однако скульптура часто находится на реставрации, и сейчас вероятно вы не сможете ее увидеть. Во время великой отечественной войны здание уцелело во время многочисленных бомбежек и оккупационные войска устроили в здании soldatenheim или солдатский клуб. После войны в здании длительное время проживали люди в коммунальных квартирах, из-за чего переселить людей и завершить реконструкцию здания удалось лишь в 1965 году под руководством Льва Эберга. Это здание стало последним восстановленным после великой отечественной войны в ростове. Благодаря такому длительному периоду восстановления, входе которого вкусы изменились и конструктивизм снова стал модным, оно не было видоизменено в сталинском стиле, а осталось максимально похожим на первоначальный проект.

2 Дом Науменко

Во многих городах сильно пострадавших от боевых действий во время великой отечественной войны были оставлены руины зданий как памятники произошедшей страшной войны. В Волгограде это мельница Гергардта, в Берлине это церковь кайзера Вильгельма, Купол Гэмбаку в Хиросиме. Они напоминают о страшных разрушениях и огромном горе которое может принести война. В Ростове-на-Дону таким зданием может стать Дом Науменко. У него велись ожесточенные бои, следы которых остались на фасаде. В 2021 году, благодаря акциям активистов, здание получило статус объекта культурного наследия. Сегодня оно остается последним подлинным свидетельством войны и заслуживает консервации и защиты.

3 Дом купца Никитина

Одной из Визитных карточек Ростова-на-Дону являлся дом купца Никитина красовавшийся на дореволюционных открытках. Он имел самые крупные в городе витражи и было построен в изысканном французком стиле с многочисленным лепным декором, на углу возвышался остроконечный купол и статуя, по богатсву внешнего убранства здание уступало только городской думе на улице Садовой. Три этажа торговых галерей утопающих в лучах теплого южного солнца. Бомбардировки великой отечественной обрушили часть здания. Однако здание оказалось настолько крепким что его надстроили четырьмя этажами. Если вы встанете на противоположный угол и сравните здание со старой фотографией вы все еще сможете увидеть очертания былой роскоши, просто окна стали сильно меньше, а так, без сомнений, это именно оно. Есть надежда что в будущем восстановят вид первых трех этажей и здание снова предстанет перед нами во всей своей красе.

4 Реальное училище

В здании располагалось старейшее учебное заведение Ростова. Его выпускники изменили историю архитектуры Ростова и историю России, среди них братья Врангель, архитекторы Кондратьев и Черкесиан, один из авторов гостиницы Ростов. Инициировал открытие училище глава города Андрей Матвеевич Байков в 1865 году и 1873 училище было открыто, а сейчас на месте училища находится памятник Байкову, а аллеи парка повторяют расположение коридоров училища.

5 Госбанк

В 1915 году было завершено строительство здания невиданного ранее Ростову размаха, в длину оно шло от улицы до улицы и было обращено фасадом к крупнейшему в Ростов собору Александра Невского. Его проектировал известнейший архитектор Российской империи Мариан Перетяткович. Здание оказалось настолько роскошным и большим что бюджет на его строительство увеличивался несколько раз, однако в это не было большой проблемы, ибо здание планировалось именно как основной источник бюджетов для всего региона. Во время немецкой оккупации в здании расположили биржу труда. Однако конечно под этим названием скрывалось заведение где проводили идентификацию национальности населения и разделения жителей на пригодных для отправки на принудительные работы в германию и подлежащих ликвидации. Если вы станете лицом к фасаду а слева и справа от вас окажутся львы вы увидите что в центральной части здания не смотря на то что на фасаде три ряда окон за ними расположено только два этажа. Дело в том что центральной части под огромным куполом расположен большой двухсветный зал. Попасть в здание можно только записавшись на интереснейшую экскурсию на сайте госбанка. Внутри вас ждет богатейшая коллекция денег, в том числе выпускавшаяся в этом здании.

Ростов в конструктивизме

Ростов‑на‑ДонуЯндекс Карты

1 Комплекс домов для работников ликеро-водочного завода

Первый объект, который открывает квест по конструктивизму, сразу говорит многое об этом стиле. Дома теперь стоят не стеной фасада, огораживая квартал, а разворачивают к улице дворовые пространства, создавая тем самым зелёные углубления в улице.

Наше первое здание выделяется стремлением композиции фасада вверх. Его балконы и некоторые окна заворачивают за угол, другие — отличаются своей шириной, поэтому внутренние помещения хорошо освещены, что улучшает санитарную обстановку.

Так же смело массово строить жилые дома начнут только почти век спустя. Конструктивизм стал диктовать новые стандарты в жилом строительстве на столетия вперёд. Основные черты стиля в этом доме: асимметрия, отсутствие декора, форма полностью продиктована функцией. Архитектор здания — ростовчанин Михаил Кондратьев

2 Гостиница Ростов

Второе здание демонстрирует эволюцию стиля: от полного отсутствия декора – к символизму здания в целом. На фасаде заметен горельеф скульптора Евгения Вучетича, а рядом со зданием можно увидеть скульптуру фонтана Сергея Королькова. Над этим объектом трудилась целая группа местных архитекторов: Эберг, Чалхушьян, Черкисиан. Это единственное общественное здание в стиле конструктивизм в Ростове, не перестроенное после войны и дошедшее до нас практически в первозданном виде. Его восстановлением занимался Лев Эберг.

3 Дом работников научной сферы

На третьем здании в нашем квесте уже появляется лёгкий декор. Однако неизменными остаются балконы переходящие за угол, очень большие окна, и лейтмотивом остаётся образность всего здания.

За форму планировки этот дом носит прозвище «дом-бабочка», а так как он был построен для работников научной сферы, его второе прозвище — «профессорский дом». В его планировке предусмотрены комнаты для домработниц и черные лестницы (пожилым профессорам нужен был уход).

Этот объект был построен на самом излёте движения конструктивистов в 1937 году, и представляет из себя так называемый пост-конструктивизм, стиль предшествовавший сталинской неоклассике. Однако не изменяет основному принципу конструктивизма: соответствия формы и функции. Внутренние дворы отсутствуют, вместо этого корпуса расположены так, что закрепляют угол перекрестка и образуют два дворика выходящих на улицу (курдонеры).

4 Дом-гигант №1

Четвёртое здание — эталон принципов обобществления быта эпохи авангарда. Огромный дом с тремя внутренними дворами располагается во весь квартал от проспекта до проспекта. Его дворы использовались как клуб, кинотеатр, эстрада и парк. В нем до сих пор есть детский сад, множество магазинов, была также фабрика-кухня и прачечная. Там были созданы все условия для освобождения женщины от домашнего труда ради труда общественного.

Объект был спроектирован в 1929 году, став первым в своем роде. Ещё было построено два дома с аналогичным названием и принципами.

5 Новый быт

Пятое здание отражает вклад двух ярчайших ростовских архитекторов эпохи авангарда Михаила Кондратьева и Леонида Эберга в архитектурный облик Ростова-на-Дону. Дом имеет символичное название, некогда отражённое на его угловом фасаде. Ажурная планировка двух корпусов отзеркалена и по форме схожа, но совершенно различна по планировке. Автор северного корпуса архитектор Эберг, южного — Кондратьев.

В этом доме также был реализован принцип двора-клуба, однако в 90-е дворовое пространство оккупировали гаражи. Скруглённые углы транслируются из эпохи модерна, а курдонеры, то есть дворики, образованные отступом фасада от линии улицы, сейчас облюбованы местным бизнесом, использующим по максимуму фасадную линию здания.

6 Жилой дом кооператива «1-ое инженерное»

Шестое здание меняет представление о конструктивизме как об архитектуре для народа. В этом здании увеличенная высота потолков, большая площадь квартир. Оно строилось для кооператива инженеров. Инженерно-технические работники были одними из самых высокооплачиваемых в то время и жильё создавали себе более комфортное.

Фасад выходящий на улицу симметричный, однако дом выходит на угол с характерными для стиля завернутыми за угол балконами и ассиметричным фасадом на другой стороне. Большой общественный двор не предусмотрен из-за очень маленькой площади участка и стеснённых условий городской застройки. Это очень индивидуалистическое жильё для конца 1920-х годов.

7 Театр имени Максима Горького

Седьмое здание — это наиболее выдающееся здание стиля конструктивизм не только в Ростове, но и во всей России. Кроме конструктивизма оно представляет стиль стримлайн и является единственным зданием в этом стиле в России, одним из первых в мире. Горельефы тут выполнял Сергей Корольков, а фонтан рядом на площади Евгений Вучетич.

Проект архитекторов Щуко и Гельфрейха примечательно первым медиа-фасадом в мире, самой большой сценой в Европе (на момент постройки). К сожалению, здание сильно пострадало во время ВОВ и было перестроено изнутри. При возвращении к первоначальному проекту здание без сомнений может претендовать на статус памятника всемирного наследия ЮНЕСКО!

Где жили ростовские династии

Ростов‑на‑ДонуЯндекс Карты

1 Дом Врангелей

В этом доме жила дворянская семья, самый известный представитель которой возглавил белое движение России. Они прожили в этом доме недолго, всего 7 лет, за которые двое сыновей этого рода окончили училище, в котором они учились вместе с известным ростовским архитектором Кондратьевым. Дом очень примечателен своей архитектурой: это редкий образец неоклассицизма греческого образца с эркером украшенным кариатидами и фронтоном постройки середины XIX века. В доме барона Врангеля проживал отец семьи, предприниматель Николай Егорович, его сыновья будущий генерал Пётр и будущий искусствовед Николай.

2 Дом семьи Гнесиных

В следующем доме проживала очень музыкальная семья. Отец, раввин переехал из Одессы в Ростов и воспитывал многочисленных детей в постоянных занятиях музыкой. Сам дом крепкий образец архитектурных традиций XIX века: имеет симметричный фасад, дворовой проезд в центре фасада. Даже небогатая архитектура тогда выражалась высокой культурой и выверенными пропорциями всех украшений на фасаде. Здание имело кирпичный фасад украшенный резным кирпичём. Ныне к сожалению фасад оштукатурен и лишён исторического вида, как и многие другие дома старого Ростова. В семье Гнесиных было три сестры виртуозные пианистки и сын известный композитор, сейчас крупнейшая музыкальная академия в Москве носит имя этой ростовской семьи.

3 Дом кооператива «Задруга»

В следующем доме проживало сразу несколько известных семей Ростова, одной из которых была семья архитектора, который этот дом и спроектировал. Встроенное в квартал, это здание представляет собой яркий пример архитектуры ростовского конструктивизма, который преимущественно имел элементы ар-деко и этот дом это не обошло стороной: визуально симметричный фасад разделен тремя вертикальными ленточными окнами на всю высоту. Углы дома закруглены. Осталось несколько балконов с оригинальными ограждениями с горизонтальной обрешеткой. Необычно и название: дом кооператива «Задруга». Во многом создание кооператива из нескольких влиятельных семей позволило в конце 1930-х, в разгар репрессий, построить дом с отдельной квартирой для каждой семьи за счёт собственных средств. В нём проживал архитектор Эберг, чьи потомки основали адвокатское бюро.

4 Дом композитора М. Ф. Гнесина

В доме в котором проживал известный композитор и сейчас кипит творчество и предпринимательство. Многоэтажный доходный дом с дворовым проездом в двух шагах от центральной улицы имеет любопытные особенности: на его фасаде остались следы от рисованных вывесок рубежа XIX и XX веков, кроме того это редкий пример дома на чердаке которого расположена мансарда, что в совокупности дает понимание о культуре той эпохи, как о динамичной и предприимчивой эпохе. Именно в этом доме проживал композитор Михаил Фабианович Гнесин.

5 Особняк Евы Шпильрейн

Самая известная представительница династии проживавшей в нашем следующем доме всемирно известная женщина-психоаналитик. Под карнизом богато украшшеного лепниной дома можно увидеть год постройки 1897-ой. А до войны крышу украшал купол. Здание чудом уцелело в войну: слева и справа довоенная застройка не сохранилась и сейчас можно увидеть на её месте пятиэтажные послевоенные жилые дома. В доме чудом сохранилась оригинальная входная дверь. Это дом семьи Шпильрейн: глава семьи крупный купец Николай Аркадьевич, сыновья Ян Исаак и Эмиль известные математик, психолог-лингвист и биолог соответственно. Дочь Сабина, всемирно известная психоаналитик, о судьбе которой снято множество фильмов.

6 Доходный дом М. В. Ширмана

Это крупный доходный дом известного ростовского купца в котором проживал он сам и его дочь известная поэтесса. Угловой дом выходящий на проспект главным фасадом с эркерами и французскими балконами, оформлен в стиле модерн, направления ар-деко. Построенный в 1911 году, во времена революции был национализирован и в нем разместился союз писателей, дочь купца Елена стала известной поэтессой, работала и выступала в семейном доме уже во времена НЭПа. Её дядя был оперным певцом, другой дядя политиком, двоюродный брат наркомом СССР, другой брат профессором медицины, сестра художницей.

7 Дом Елпидифора Парамонова

Дом главы большой династии ростовских купцов находится в самом центре города и похож на дворец. Ракушки над каждым окном второго этажа подчёркивают что хозяин дома большую часть капитала благодаря пароходству. Сдвоенные колонны в мавританском стиле. Ряды слуховых окон в лучших традициях стиля сецессион. Крупные окна в центре говорят о зале внутри для больших семейных приёмов. Именно в этом доме проживал глава рода Парамоновых Елпидифор Трофимович, владелец знаменитой мельницы, арендатор складов Максимова на набережной, хозяин крупнейшей торгово-промышленной империи Юга России. Однако его семья лишь часть большого рода Парамоновых.

8 Дом Петра Парамонова

Дом купца, старшего сына крупнейшего купеческого рода Парамоновых
Несмотря на консервативный характер хозяина, здание выполнено в модном стиле той эпохи, стиле модерн, направлении ар-нуво. На большом балконе в центре фасада сохранилось оригинальное ограждения, красноречиво сообщающее нам о стиле здания своими плавными изгибами. Круглое окно с дверью выходящей на балкон по-меньше над входом в особняк. Выдает характер самого Петра Парамонова то что его особняк скромный без излишней помпезности, очень уютный, на тихой городской улице.

9 Особняк Николая Парамонова

Дом купца, младшего сына крупнейшего купеческого рода Парамоновых.
Особняк выполнен в традиционном неоклассическом духе известным архитектором Леонидом Эбергом. Это самый помпезный особняк Ростова. Колоннада на крыльце центрального входа с вазами на корнизе, большая парадная лестница сразу говорит о размахе личности владельца. Грифоны — стражи сокровищ изображены на фасадах. На юг выходит дворик с колоннадой в греческом стиле с лестницей и фонтаном. Этот дом создан для роскошных приёмов и балов явно старающихся затмить отцовские. Дом как нельзя лучше передает масштаб личности владельца: мецената, издателя, просветителя, создателя первого в России города для шахтеров с полной социальной инфраструктурой, министра казачьей республики.